Фото: Павел Пашков
Начну с примера одного только региона.
С начала ноября со Ставрополья начали массово приходить новости: гибнут птицы и животные. Мертвых фазанов, журавлей, куропаток, зайцев и других животных и птиц жители находили в разных районах.
Позже в Министерстве природных ресурсов Ставропольского края ОФИЦИАЛЬНО подтвердили, что в охотничьих угодьях на территории Александровского, Новоселицкого, Петровского, Труновского, Изобильненского, Красногвардейского, Андроповского, Новоалександровского округов зафиксирована массовая гибель диких животных и птиц.
Как видите, повсеместно! И, нужно добавить, что и в соседних регионах тоже!
Потом пришла новость: сразу сотня погибших журавлей в одном месте! Что сразу вывело проблему на первые полосы СМИ.
Разом самое большое количество погибших краснокнижных журавлей, 106 тушек, было обнаружено на берегу пруда недалеко от населенного пункта Донская Балка. И тогда началось серьезное расследование. Останки птиц были направлены в Ставропольскую краевую ветеринарную лабораторию для исследования на птичий грипп, болезнь Ньюкасла и так далее для выяснения причин гибели.
Однако, по данным краевого Минприроды, в пробах погибших животных был обнаружен фосфид цинка: яд, предназначенный для борьбы с грызунами. Птиц кто-то просто-напросто отравил.
Для справки: Фосфид цинка используется как родентицид. Смесь пищевой приманки и фосфида цинка помещают в местах, посещаемых грызунами. Ядовитое действие вещества обусловлено взаимодействием соляной кислоты в желудочном соке пищеварительной системы грызуна с образованием фосфина.
Такой метод уничтожения крыс и мышей эффективен при приобретении грызунами устойчивости к другим, например, органическим, ядам.
Родентициды — средства от грызунов (мышей, крыс). К крысиным ядам относят: нафтилтиокарбамид, варфарин, ратиндан, бродифакум,
А ТАКЖЕ УСТАРЕВШИЕ И ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИЗ-ЗА ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ: ФОСФИД ЦИНКА, соединения мышьяка, свинца и таллия, фосфор (желтый или белый), стрихнин.
Губернатор Ставропольского края, Владимир Владимирович Владимиров, в своем аккаунте написал 21 ноября:
— Поручил детально изучить, где, кто, на каких угодьях неправильно обращался с химикатами – а в результате у нас в крае погибли перелетные птицы, журавли. Мы не просто так сохранили инфраструктуру сельхозуправлений в территориях – чтобы было кому следить за тем, что происходит на полях. Значит надо следить.
Минсельхоз и территория, на которой было происшествие с птицами, должны найти того человека, который решил, что может нарушать агротехнологии безнаказанно – на авось. Нет, не может. Нарушителя надо выявить и по закону наказать.
По мере продвижения расследования насчитали одних только погибших журавлей больше восьмисот!!!
Для примера, во что сказал охотинспектор Сергей Иванников журналистам:
— Такого не было никогда. Я уже 10 лет работаю, не было никогда. Был падеж один год, но там 5-6, но не 200, это сильно много. Тут 200, там еще где-то есть, правильно? Это не в одном месте».
Но остановимся на «более восьмисот» – такое количество погибших журавлей власти региона ТОЧНО ПОДТВЕРЖДАЮТ.
Для справки: Серый журавль занесен в Красную книгу. Поэтому и началось масштабное разбирательство в причинах массовой гибели. На Ставрополье журавли не гнездятся, а мигрируют через ВСЮ ТЕРРИТОРИЮ в Турцию. Соответственно, обнаружена могла быть ТОЛЬКО ЧАСТЬ ПОГИБШИХ ПТИЦ. Еще больше – наверняка просто «остались за кадром»!
На озерах перелетные птицы обычно пьют воду. Питаются. В том числе и на сельскохозяйственных полях. Повсеместно, по всей территории большого региона!
Отметим сразу для себя два тезиса:
– «…такого не было никогда…» по версии охотинспекора;
– и «…должны найти того человека, который решил, что может нарушать агротехнологии безнаказанно – на авось. Нет, не может. Нарушителя надо выявить и по закону наказать…» из заявления губернатора Ставрополья.
Первый тезис, «никогда раньше», не выдерживает никакой критики сразу же: и экологи-активисты, и просто жители региона говорят о проблеме годами! Такое каждый год повторяется, примерно в этот сезон – осенью после уборки урожая. Все единогласно сходятся в том, что аграрии травят грызунов на полях, и этим же ядом травятся и дикие животные. Неравнодушные граждане, наблюдая за происходящей ЕЖЕГОДНО катастрофой в регионе, ПОСТОЯННО обращаются в органы государственного надзора, но те годами продолжают игнорировать обращения.
Для примера: Это ДАЛЕКО НЕ ПЕРВЫЙ случай массовой гибели птиц, занесенных в Красную книгу, на Ставрополье, ПОДТВЕРЖДЕННЫЙ ОФИЦИАЛЬНО ВЛАСТЯМИ. В декабре 2017 года в районе озера Соленое в Александровском районе было обнаружено 230 мертвых птиц. Тогда тоже проводилось расследование властями региона.
В результате проведенного химико-токсикологического исследования в тушках птиц были обнаружены метаболиты бромосодержащих родентицидов, которые привели к их смерти. В ходе следствия было установлено, что как раз в тот период на землях вокруг озера проходили мероприятия по травле грызунов. Яд был просто раскидан по поверхности почвы. Дело расследовалось по статье «нарушение правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия» (ч. 2 ст. 249 УК РФ).
Для справки:
Бромадиолон (бромосодержащий родентицид, для примера) — мощный родентицид из второго поколения производных 4-гидроксикумарина, часто называется «супер-варфарином» из-за своей более высокой эффективности и способности накапливаться в печени отравленного животного. На момент первого появления на рынке Великобритании в 1980 году показал свою эффективность против популяций крыс и мышей, выработавших устойчивость к антикоагулянтам первого поколения. ОБЛАДАЕТ ВЫРАЖЕННЫМИ КУМУЛЯТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ. То есть, НАКАПЛИВАЕТСЯ В ОРГАНИЗМЕ.
Антикоагулянты-родентициды определяют как хронические (смерть наступает через одну-две недели после приема смертельной дозы, редко раньше), однократные (второго поколения) или многократные (первого поколения) родентициды, действующие путем эффективного блокирования цикла витамина К, что приводит к неспособности вырабатывать необходимые для свертывания крови факторы.
В дополнение к этому специфическому нарушению обмена веществ, токсичные дозы антикоагулянтов вызывают повреждение крошечных кровеносных сосудов (капилляров), увеличивая их проницаемость, вызывая внутреннее кровотечение. Эти эффекты постепенны и развиваются в течение нескольких дней. Или даже нескольких десятков дней. В заключительной фазе интоксикации истощенный грызун падает в обморок из-за геморрагического шока или тяжелой анемии и умирает. Зоозащитниками неоднократно поднимался вопрос о том, можно ли считать использование этих родентицидов гуманным.
Мышка дохнет от многочисленных внутренних кровотечений, если по-простому. Мучительно. Долго.
Был ли найден виновник массовой гибели птиц в 2017 году – совершенно не важно! Понятно, что второй, «губернаторский», тезис о «каре для виновного в этом безобразии» – технически не выполним!
ПРОБЛЕМА МАССОВОГО ОТРАВЛЕНИЯ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ НОСИТ СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР.
Из года в год.
По всем регионам, где ведется сельскохозяйственное производство.
Не только в нашей стране, но и по всему миру.
Какие можно сделать выводы, исследовав факт массовой гибели диких животных в этом году?
ПЕРВОЕ.
«Наказать виновного» невозможно – виновна вся система сельскохозяйственного производства как таковая. Да, «назначат виновных». Да, показательно накажут. Малозначимым штрафом, конечно, но, раз сам губернатор пообещал, то обязательно накажут!
ВТОРОЕ.
Массовая гибель животных и птиц в этом году связана с заменой медленно действующих кумулятивных ядов на быстродействующие яды общетоксического действия.
То ли потому, что яды, применявшиеся прошлые годы, перестали действовать из-за адаптации к ним грызунов. То ли из-за проблем в логистике из-за общемировых проблем с санкциями и прочим. Не важно! Мы просто увидели разом то, что происходило до этого годами, но незаметно для нас из-за медленного действия применявшихся раньше ядов. Перелетные птицы просто дохли потом, над другими территориями, над морем, где их никто не считал.
ТРЕТЬЕ.
По статье «экоцид» никто дел не возбуждал, и возбуждать не станет. А надо бы!
А еще – надо бы и по статьям, типа «терроризм» или «геноцид населения»!
Продукты питания едим мы с вами все. Те самые продукты, произведенные на тех самых полях, где травили мышей. В 2017 году – подтвержденными ядами-антикоагулянтами. Ядами кумулятивными, накапливающимися в организме. В 2022 году – фосфида цинка. Вещества, весьма ядовитого, в том числе и для человека. И это, да, вызывает большие вопросы уже НАШЕЙ С ВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ!
Убийственное безразличие ко всему, кроме получения прибыли, носит системный характер. Вольные животные и птицы – просто случайные жертвы этой «войны за прибыль».
Павел Пашков.
От редакции:
Чуть позже Павел Пашков получил письмо от охотника из Пятигорска о массовой гибели диких животных и птиц и опубликовал его в ТГ-канале.
«Охота со слезами на глазах. 6 ноября мы открывали сезон охоты по пушному зверю. Путевки приобрели на 2 участок ООО «Экоинвест» в Новоселицкий раон. Охота проходила в угодиях севернее с Долиновка. Выбрали подходящее поле зеленей (взошедшая озимая пшеница), поле размером 1500-600м и решили пройти его по периметру по лесной полосе. В результате мы обнаружили 6 трупов зайцев, 2 трупа хищных птиц и труп лисы. Некоторые заячьи тушки были разорваны хищниками, видимо трупы которых нам встретились, некоторые были целые, один заяц еще был жив, но уже не двигался. По периметру поля у лесополос были рассыпаны горки зерна. Это результат борьбы сельхозпроизводителей с грызунами-аксиома (принимается без доказательства). Эта борьба проводится в нашем крае уже много много лет, начинается она как правило в ноябре, когда появляются всходы пшеницы и в результате которой вместе с грызунами уничтожается поголовье охотничьих видов животных. А в этом году уничтожение стало особенно основательным, с применением сильных ядов-уничтожается все живое. Фотографировать результаты этих преступлений мы не стали. Доказательства, заитерисованные лица, могут получить, выехав в угодия любого района края. И вот, что интересно ситуация эта характерна именно для нашего края, у наших соседей в Ростовской области и Краснодарском крае птицы и звери не истребляются сельхозпроизводителями. Информация получена в процессе общения с охотниками этих регионов. Очень надеемся, что государство защитит животных от истребления горе производителями зерна, если еще останется кого защищать. А с охотпользователей нужно взыскать средства за предоставление услуг несоответствующих заявленным и эти средства направить на очистку зараженной территории. Охотник с 45 летним стажем Шишко С.И.»
— То есть, уже даже охотники открыто говорят о проблеме! Обратите внимание на фразу «если останется кого защищать». Это значит, что даже охотники с огромным стажем, понимают, что диких животных может скоро просто не остаться, — прокомментировал письмо исследователь.